Москва Выбрать город
PRO-Biznes.ru . наш новый интернет-проект
 
Brema EQTA Abat Eksi Jeju Fagor Zanussi Scotsman
Главная Публикации Русский лед. Страницы истории

Модели льдогенераторов у поставщиков в г. Москва

Русский лед. Страницы истории

Жарким летним днем, когда плавится асфальт, а горячий неподвижный воздух как одеяло окутывает все тело, один вид большого стакана с прозрачной водой и кубиками льда значительно улучшит ваше самочувствие.
 
Трудно поспорить с тем фактом, что многогранное использование пищевого льда является одним из гениальных изобретений человечества. Стакан вкусного, но теплого апельсинового сока моментально станет приятно холодным стоит лишь добавить в него 2-3 кубика прозрачного льда. А ярко красные стейки свежей семги, выложенные в супермаркете на белоснежную подушку из колотого льда, всегда привлекут внимание даже самого искушенного гурмана.
 

Истоки появления льда

Идея заняться добычей и продажей льда принадлежала американцам. Это, впрочем, и не удивительно Америка всегда славилась своими чудачествами, определяющими образ жизни людей. Интересно то, что русские, тоже кое-что понимавшие в деле добычи денег изо льда, получили неплохой куш с замерзшей воды. Итак, все по порядку.
 
В 1799 на территории современного американского штата Аляска была создана Российско-Американская компания (РАК). Российско-американская компания - торговое объединение, учрежденное в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов. Компания была учреждена по инициативе сибирского купца Григория Ивановича Шелихова путем слияния нескольких купеческих компаний: Американской Северо-восточной, Северной и Курильской, Иркутской коммерческой компании. В феврале 1851 года по указу императора Николая I РАК занялась добычей золота на Аляске. Но количество драгоценного металла, добытого русскими промышленниками, оказалось невелико - всего за сданное в казну золото РАК получила 62325 рублей 35 копеек.
 
Настоящим золотым дном для компании стал лед, благо в Русской Америке он имелся буквально в неограниченном количестве, а вот в жаркой Калифорнии лед был товаром весьма дефицитным. Первый договор на поставку льда был заключен с главным правителем русских колоний Николаем Розенбергом в 1851 году. По договору американцы должны были вывезти на своих кораблях 250 тонн льда. Русские просили за тонну 75 долларов. Затраты на «добычу» тонны льда составляли около 2.5 долларов. Чистая прибыль компании по этому контракту составила 18125 долларов. В Сан-Франциско лед продавался по 30-40 центов за английский фунт (около 400 грамм). Сам лед поставлялся с озера Лебединого, недалеко от которого, по указу Розенберга, было построено большое хранилище льда.
 
Оценив всю выгоду с продаж льда, американцы основали в Сан-Франциско Американо-Русскую Торговую Компанию (АРТК). Трехлетний контракт, заключенный в 1852 году между РАК и АРТК, обязывал первую ежегодно предоставлять последней 2000 тонн льда по цене 35 долларов за тонну (из этого количества 800 тонн поставлялось уже по цене 25 долларов за тонну). Сверх указанного в контракте количества АРТК имела право закупать лед по цене 20 долларов за тонну.
 
По данным консула России в Сан-Франциско Петра Костромитинова за 1852-54 годы с Аляски было вывезено 4002 тонны, в результате чего (за 3 года) РАК получила 89 тысяч долларов.
 
Лёд вывозился в тропические страны и являлся приметой роскоши и достатка. А в самих Штатах лед поставлялся практически в каждый дом.
 

Предпосылки производства льдогенераторов

Со временем цены на лед начали снижаться. В 1853 году отпускная цена снизилась до 5 центов/фунт. Еще через несколько лет по новому контракту между АРТК и РАК цены упали до 7 долларов/тонна, но количество контрактного льда увеличивалось до 3000 тонн ежегодно. Но даже при такой цене торговля льдом была более чем выгодна для русских колоний. Весь парадокс заключался в том, что еще до начала всей этой ледовой эпопеи, а именно 14 июля 1850 года американский врач Джон Гори впервые продемонстрировал процесс получения искусственного льда в созданном им аппарате – первом льдогенераторе.
 
Но изобретение оказалось преждевременным, так как все изыскания в области холодильных машин упирались в монополию продавцов «натурального» льда и промышленное производство льдогенераторов считалось нерентабельным. Ледогенераторы остались ждать своего времени – начала 20 столетия.